Помощь детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста в овладении навыком саморегуляции

Педагог-психолог
Ерещенко С. В.


Одна из важнейших задач воспитателя – помочь ребенку научиться справляться с требованиями, предъявляемыми к нему жизнью, т.е., научить адаптироваться к любым жизненным изменениям.

Это означает – и привить ему умение выдерживать нагрузки – физические, интеллектуальные, психологические. И помочь научиться строить и поддерживать все возрастающее количество контактов. И усилить его способность выдерживать стрессы.

И, конечно, это означает, в первую очередь, в процессе всего воспитания и обучения привить ребенку стремление и навык опираться на собственные ресурсы, обходиться без внешней помощи, рассчитывать на себя и уметь пережить трудную ситуацию, даже, если в этот момент рядом с ним нет близкого взрослого. Т.е., помочь детям обрести автономию в процессе взросления.

В этой работе много важных областей: взрослому приходится обучать ребенка умению ставить перед собой задачи, побуждать себя преодолевать скуку, нежелание и слабость на пути их достижения, рассчитывать и учитывать имеющиеся силы, учиться верить в себя, уметь мирно решать многочисленные конфликты и т.д.

И на этом пути все участвующие в жизни ребенка взрослые, будь то родители, педагоги, тренера, воспитатели, хорошо понимают, что ребенка необходимо научить писать, читать, считать, быть прилежным, вовремя осваивать необходимые знания и мирно проходить положенные возрасту изменения – физические, интеллектуальные, социальные.

Но часто ли мы задумываемся о важности обучения ребенка умению регулировать свои эмоции и управлять своим психоэмоциональным состоянием, из которых, собственно, и складывается главный навык саморегуляции – умение владеть собой. А ведь умение владеть собой – фундамент успешной адаптации человека ко всё возрастающим нагрузкам и постоянным переменам современной жизни.

Существуют много техник и методик обучения детей и подростков навыкам саморегуляции. Одна из простейших, не требующих дополнительного оборудования и оснащения – методика регуляции своего состояния посредством диафрагмального дыхания.

Диафрагмальное дыхание (дыхание животом) является самым глубоким из всех типов дыхания человека, и в его процессе воздухом заполняются нижние отделы легких, которые практически не задействованы в других видах дыхания (ключичном, грудном). При диафрагмальном дыхании организм человека максимально обеспечивается кислородом и в его процессе:

уравновешиваются процессы торможения и возбуждения в центральной нервной системе;
снижается избыточная нагрузка на сердечно-сосудистую систему;
активируется обмен веществ;
улучшается кровоснабжение головного мозга.
Кроме того, за счёт наиболее полного, максимального насыщения легких кислородом при диафрагмальном дыхании частота дыхательных движений сокращается, снижается физическое и эмоциональное напряжение.

И т.к. этот навык при применении не требует никаких дополнительных средств, можно сказать, что именно диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным способом регуляции своего состояния.

Из практики известно, что обучение детей навыку диафрагмального дыхания позволяет:

сформировать у них навыки произвольной концентрации внимания и переключения внимания; снизить выраженность тревожных состояний; повысить самооценку ребенка; улучшить общий фон настроения детей; повысить эффективность работы с гиперактивными детьми;
обеспечить профилактику психосоматических заболеваний;
подготовить ребенка к увеличению психической и физической нагрузки как при поступлении в школу, так при переходе из класса в класс.
Даже дошкольники способны эффективно овладеть данным навыком.

С детьми младшего дошкольного возраста можно провести вводное занятие, где им в доступной форме будет рассказано о дыхании и продемонстрированы разные типы дыхания, проведены упражнения на ознакомление с техникой диафрагмального дыхания.

Занятия с детьми дошкольного возраста могут длиться по 15-20 минут, с младшими школьниками – 30-35. Это могут быть индивидуальные или групповые занятия. Группы должны быть небольшими, чтобы специалист мог наблюдать за правильностью выполнения заданий каждым ребенком.

Для демонстрации разных типов дыхания можно использовать наглядный материал, доступный пониманию ребенка. Например, специалист говорит: «Мы дышим, когда играем, спим, кушаем. Все мы умеем дышать и дышим всегда. Но дышим по-разному. Мы можем дышать часто через рот, как собачки в жару. Давайте попробуем. Тогда мы вдыхаем вот столько воздуха (взрослый надувает маленький воздушный шарик). Можем дышать грудью. Давайте попробуем (дышим, выпячивая грудь). Так мы вдыхаем вот столько воздуха (надуваем больший по размеру шарик). А можем дышать глубоко, животиком. И тогда вот какой у нас получится шарик (надуваем самый большой и яркий воздушный шарик)».

Далее следует ознакомить ребенка с техникой диафрагмального дыхания (упражнение «Надуваем шарик в животе», см. ниже).

Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-8 лет) необходимо объяснить, чему они обучаются в доступной (по возрасту) форме, а главное – показать (2 занятия).

Важно ввести такие понятия как дыхание, связь дыхания и работы сердца, диафрагмальное дыхание (дыхание животом) и саморегуляция. Показать зависимость настроения и здоровья от разных способов дыхания. Далее приведены примеры упражнений для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

1. Упражнения на диафрагмальный вдох.

А) «Мы все умеем дышать, и все мы не задумываемся о том, как мы это делаем. Но от того, как мы дышим, зависит очень многое в работе нашего организма. В ходе наших занятий мы будем учиться правильно дышать. Дышать так, чтобы нашему сердечку было удобно работать; так, чтобы мы чувствовали себя спокойно и уверенно; так, чтобы наше настроение было хорошим и веселым.

Б) Воздушный шарик. «Представьте себе, что у вас в животе поселился маленький-маленький воздушный шарик. Ему очень нравится, когда его надувают и сдувают.

Попробуйте надуть его. Чтобы надуть его большим, воздух надо вдыхать через нос. Давайте посмотрим, у кого шарик получился самый большой! А теперь попробуйте надуть животик больше, чем я успею надуть воздушный шарик.

При вдохе надувается только живот, грудная клетка остается неподвижной».

Чтобы помочь детям произвести правильный вдох, можно при вдохе класть им руку на живот и просить её вытолкнуть.

В) Снежинки. «Теперь правильно дышать нам помогут снежинки, которые мы сделали (предварительно можно вырезать с детьми снежинки из бумаги и повесить их на ниточке). Сейчас мы будем делать вдох, но не так, как обычно, а животиком. Будем вдыхать через нос воздух так, чтобы снежинки приближались к нашему личику. При этом воздуха будет все больше и больше, он будет заполнять наш животик, и от этого он будет надуваться, как шарик. А теперь выдох... И снежинки улетают от нашего личика». ,

Предварительно специалист показывает детям, как это выглядит.

2. Упражнения на диафрагмальный выдох

А) Трубочки. Возьмите трубочки (для коктейлей) и попробуйте медленно выдуть через них воздух, так, чтобы в стакане с водой появились пузырьки и забулькали. А теперь попробуйте сложить свои губы такой же трубочкой и еще раз медленно-медленно выдуть воздух, на воде должна появиться воронка.

При выдохе живот втягивается, как бы выталкивая воздух. Выдох должен быть свободным, а мышцы на лице при этом расслабленны.

Чтобы помочь детям произвести правильный выдох, можно при выдохе класть им руку на живот и чуть-чуть надавливать на брюшную стенку.

Раздав малышам перышки или бумажные язычки, можно устроить соревнование, кто дольше сможет дуть на них, добиваясь отклонения перышка или разворачивания бумажного язычка. Для этой же; цели можно использовать бумажные кораблики, устраивая соревнования, чей кораблик проплывет больше с одного выдоха. Обращаем особое внимание на движение брюшной стенки.

Б) Мыльные пузыри.

Если есть возможность, можно раздать детям «мыльные пузыри»:

«Давайте устроим соревнование: кто сможет выдуть самый большой пузырь? Чтобы пузырь был очень большой, его нужно надувать очень медленно».

Это упражнение можно задать малышам на дом.

3. Упражнение на объединение фазы диафрагмального вдоха и выдоха

А) «Мы с вами уже умеем правильно вдыхать и правильно выдыхать воздух, давайте попробуем сделать это вместе. Вспомним про наш шарик в животе и надуем его. А теперь попробуйте сдуть его медленно-медленно. Выдувайте воздух так, как будто вы дуете на перышко».

Важно следить, чтобы каждый ребенок дышал в удобном для себя темпе, не подстраиваясь под других детей.

Б) Качели. Откиньтесь на спинки стульчиков, устройтесь поудобнее (если есть возможность, то лучше проводить это упражнение, лежа, например, перед сном в детском саду). Я раздам вам игрушки. Давайте попробуем укачать наших маленьких друзей, им пора спать. Положите их себе на живот. На вдохе они качнутся вверх, на выдохе – вниз. Так они быстро заснут.

Конечно, это лишь примеры возможных упражнений, специалист по своему усмотрению может их разнообразить и применить.

После овладения детьми навыком диафрагмального дыхания, актуализации данного навыка можно уделять несколько минут перед началом занятий, уроков. Также важно напоминать детям, что с помощью «дыхания животом» они могут быстро успокоиться, если расстроены или напуганы, поощрять их приступить к данному виду дыхания, если видно, что ребенок испытывает напряжение, взволнован, рассержен и т.д.

Лучший результат будет получен, если в овладении навыком диафрагмального дыхания ребенком будут участвовать и его родители. Им можно раздать наглядные материалы и дать домашнее задание тренировать навык дома вместе с ребенком, объяснив предполагаемую пользу и результат.

В заключение отметим: взрослые, участвующие в жизни ребенка и «сопровождающие» его на жизненном пути, берут на себя не только обязанность обеспечить его самым нужным для выживания, но и отвечают за передачу ответственности за его жизнь ему самому. И в решении этой главной, кардинальной задачи воспитания огромный вклад вносит обучение ребенка навыкам саморегуляции, в том числе посредством диафрагмального дыхания, как одним из самых доступных, простых, эффективных и не требующим постоянной помощи взрослого.