Современные условия модернизации образования требуют от руководителей образовательных учреждений всех видов качественного выполнения ряда функций: профессиональных, административных, методических, педагогических, психологических. При этом, одной из самых важных проблем любого руководителя является хроническая нехватка времени. А ведь каждый день диктует необходимость овладения новым педагогическим мышлением, переосмысления и пересмотра технологий работы.

Анализ запроса руководителей за последние десять лет подтверждает актуальность работы с «трудными детьми». Дифференциация их по группам риска добавляет работы не только руководителям.

И, тем не менее, наличие таких детей в образовательном учреждении – головная боль всех специалистов. Помочь разобраться в причинах «трудностей», организовать профилактические мероприятия и, самое главное, оказать компетентную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, – задача не только родителей и психологов, но и педагогов.

Многолетний мониторинг консультативной практики специалистов Центра (педагогов-психологов, врача-невролога, социального педагога, учителя-логопеда) показывает стабильный рост числа обращений субъектов образовательного процесса по проблемам, связанным с жестоким и пренебрежительным отношением взрослых с несовершеннолетними. В их числе уходы детей из дома, агрессивное поведение со сверстниками, асоциальные протестные реакции (кражи, ложь и т.д.), конфликтность, насилие (сексуальное) в семье, жестокое обращение одного из родителей к ребенку и т.д. Актуальной проблемой является и сложность доказуемости случаев насилия в семье, где физическое наказание ребенка является нормой. Это значительно затрудняет, а порой делает невозможным оказание своевременной психолого-педагогической помощи жертвам.

На фоне участившихся случаев жестокого обращения с детьми в семье, повышения запроса образовательных учреждений на профилактику асоциального поведения, несовершенства законодательной системы большую значимость приобретает необходимость разработки нормативных документов, регламентирующих межведомственное взаимодействие структур по охране и защите прав ребенка.

Специалистами Центра сделан большой задел в реализации задач регионального экспериментального проекта «Разработка и внедрение экспериментальной модели профилактики жестокого обращения с детьми и пренебрежительного к ним отношения».

Как в школах, так и в дошкольных образовательных учреждениях Советского района проведены тематические родительские собрания «Профилактика жестокого обращения с детьми». Реализован опыт взаимодействия с родителями на родительской конференции, посвященной изучению оптимальных методов общения с ребенком в семье. В ходе конференции родителям была предложена экспресс-анкета для самоанализа способов мотивации ребенка в собственной семье.