В нашей жизни постоянно только непостоянство – перемены как к лучшему, так и к худшему. Оно заставляет нас приспосабливаться к новым ситуациям, людям и объектам. Мы должны быть готовы к перестройке на всех уровнях: телесном, умственном и духовном. Если мы не сможем быстро приспособиться, результатом такой медлительности станет стресс. Неважно, позитивным или негативным будет стрессогенный фактор (человек или ситуация). Например, повышение по службе – позитивный фактор, но в любом случае это изменение: оно отрицает наше нынешнее комфортное положение – наш статус-кво.

Каждый из нас имеет право выбора. Вы можете жить в неразберихе и суете или подняться… туда, где воздух чист, откуда видны необозримые дали, где вы можете дарить свои знания для помощи тем, кто, как и вы, выбрал жизнь в горных высях.

Учитель – непростая профессия, можно сказать «образ жизни». Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей пели молодые люди. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Сегодня учитель – это не только хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, это мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он вдохновляет своих учеников.

Современный учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания, имеет зрелую педагогическую позицию в отношении к коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. Но для выпускников педагогических вузов по-прежнему волнительными остаются вопросы: «Как примет школа?», «Легко ли быть молодым учителем в современной школе?»

Согласно статистике из выпускников педагогических вузов, только половина идёт работать в школы, к тому же очень часто среди них те, кто не нашел себе более высокооплачиваемой работы. Но ещё печальнее тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько месяцев.

Одной из причин столь неблагоприятной ситуации для начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители, администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Поэтому в Советском районе традиционно специалистами Муниципального Образовательного Учреждения для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (специалистами Центра диагностики и консультирования) проводятся адаптационные тренинги для молодых педагогов. На протяжении более 7 лет молодые специалисты (или вновь прибывшие в ОУ района педагоги) со стажем работы до 3‑х лет приглашаются в Центр для участия в тренинге, основной целью которого является оказание им помощи и поддержки в период адаптации.

В ходе тренинга реализуются задачи, позволяющие развить оптимальную педагогическую позицию:

  • Повышение уровня информационной осведомленности педагогов по проблеме индивидуализации и личностно-ориентированного обучения.
  • Расширение репертуара поведенческих навыков общения с учащимися разных возрастных групп. их родителями и коллегами.
  • Актуализация проблемы профессионального выбора и роста.
  • Повышение психолого-педагогической компетентности молодых педагогов.
  • Определение трудности молодых педагогов в триод адаптации к школе.
  • Оказание психологической помощи и поддержки, обучение методам психофизиологического саморегулирования.

Данный тренинг позволяет проводить работу с педагогами в период осенних каникул, максимально «погружая» их в проблему, не отрывая от образовательно-воспитательного процесса и избегая дополнительной нагрузки.

Психологами давно отмечено, что преподавателям, работающим первый год, очень важно получение поддержки от коллег и администрации. Только в коллективе, где царит атмосфера взаимопомощи, может сформироваться настоящий учитель. Тем более, что молодые специалисты открыты для новых идей, интересных проектов, интегрированных мероприятий.

В 2009 году в русле программы профилактики детского табакокурения «Ответственный родитель» был проведен конкурс методических разработок родительских собраний «Семья без табака». В нем приняли участие 15 педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей образовательных учреждений города Ростова-на-Дону, среди которых на достойном уровне представили свои работы молодые специалисты.

Конкурсной Комиссией, в работе которой принимали участие сотрудники Центра, единогласно признаны работы шести педагогов (пяти педагогов-психологов и одного учителя начальных классов), отличающиеся актуальностью темы и ее соответствием возрастному уровню учащихся, оригинальностью и творческим подходом.

В торжественной обстановке победителям вручены дипломы и денежные призы, организован мини-банкет и фоторепортаж.

Учитель и ученик – две основные фигуры в школе, личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. В чем же залог успешных отношений между педагогом и учеником? Какие простые истины помогут молодому учителю в современной школе?

Уважение и доверие к школьнику – важнейшее слагаемое личностного компонента авторитета учителя. Он должен не только хорошо знать свой предмет, но ещё и владеть правильной речью. Спокойный, ровный тон, несомненно помогает доказать любую мысль, а раздражительность, нервозность, вызывают страх, который парализует интеллект. Нельзя говорить на уроке очень громко пли очень тихо. Громкая речь утомляет учащихся и они постепенно начинают терять ход мысли педагога. Такая речь не воспринимается, и интерес к уроку пропадает. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хождение учителя по классу во время объяснения не нравится школьникам, также рассеивает их внимание, они хуже воспринимают и усваивают материал.

Учащиеся очень ценят педагогический такт: чуткий, внимательный подход к каждому ученику дает возможность отличать случайную ошибку от злого умысла, нечаянное действие от сознательного и преднамеренного, правду от лжи. Терпение и выдержка со стороны педагога вовсе не значит, что преподаватель должен снижать свои требования к учащимся. В борьбе с ошибками, поступками воспитанников, нарушающими требования, надо быть непримиримым, решительным и настойчивым.

Чтобы завоевать авторитет в глазах своих воспитанников немаловажно и то, как выглядит учитель. Лучшие учителя на занятия приходят в костюмах, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей.

Всегда интересно присутствовать на том уроке учителя, который построен интересно, логически продуманно. Детям очень нравится, если урок проходит в форме презентации, деловой игры, конференции, когда используется раздаточный материал, интерактивные методы, словом, суперсовременные технологии.

В национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» подчеркивается, что современная школа должна пополняться новым поколением учителей, способным привести современное образование в соответствие с целями опережающего развития. Современное поколение – это особые дети, с новыми потребностями и представлениями о будущем, которые диктуют неизбежное обновление образовательного процесса в целом. Изменения необходимы не только в количестве и качестве предметов, введении новых дисциплин. Должна измениться позиция учителя: из назидательной (а порой и агрессивной) к сотруднической, из опекунской к развивающей, из потребности не только учить, но и взаимодействовать.

Успешность таких планов во многом определяется инициативностью, способностью творчески мыслить, находить нестандартные решения, что в высокой степени присуще молодым специалистам, не обремененным рамками и стереотипами педагогики, способным свежим взглядом оценить образовательный процесс.

Статью подготовили:

Директор Центра
Наконечная Т. В.

Зам. директора по УВР
Крикушенко Р. Н.

Педагог-психолог
Шаповалова О. Н.